1. Информация в неживой природе.
Информация является мерой упорядоченности элементов системы. В замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к хаосу (в них информация уменьшается), а в мега- и микромире возникают в процессе эволюции Вселенной объекты со все более сложной структурой и информация возрастает.
2. Информация в живой природе.
Живые системы в процессе развития повышают сложность своей структуры, т.е. увеличивают информацию.
Популяции животных выживают благодаря информационным сигналам (поза, звук, запах, вспышки света)
Воспроизведение себе подобных (размножение) обеспечивается наличием в каждой клетке организма генетической информации, которая передается по наследству.
3. Человек и информация.
Способы восприятия информации живыми организмами зависят от наличия у них тех или иных органов чувств. Человек может использовать пять различных способов восприятия информации с помощью пяти органов чувств:
• зрения — с помощью глаз информация воспринимается в форме зрительных образов;
• слуха — с помощью ушей и органов слуха воспринимаются звуки (речь, музыка, шум и т. д.);
• обоняния — с помощью специальных рецепторов носа воспринимаются запахи;
• вкуса — рецепторы языка позволяют различить сладкое, соленое, кислое и горькое;
• осязания — рецепторы кожи (особенно кончиков пальцев) позволяют получить информацию о температуре объектов и типе их поверхности (гладкая, шершавая и т. д.).
Наибольшее количество информации (около 90%) человек получает с помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоняния, осязания и вкуса).
Полученную информацию в форме зрительных, слуховых и других образов человек хранит в памяти, обрабатывает с помощью мышления и использует для управления своим поведением и достижения поставленных целей. Например, при переходе дороги человек видит сигналы светофора и движущиеся автомобили, анализирует полученную информацию и выбирает безопасный вариант перехода.
4. Информация в форме сообщений.
Человек живет в обществе. В процессе общения с другими людьми человек передает и получает информацию в форме сообщений. На заре человеческой истории для передачи информации использовался язык жестов, затем появилась устная речь. В настоящее время обмен сообщениями между людьми производится с помощью сотен так называемых естественных языков (русского, английского и т. д.).
Для того чтобы информация была понятна, язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения.
Согласно библейской легенде о вавилонском столпотворении, строившаяся в древнем городе Вавилоне башня не была закончена и разрушилась, так как сотни строителей говорили на различных языках и не понимали друг друга.
5. Информация в форме знаний.
С самого начала человеческой истории возникла потребность накопления информации для ее передачи во времени из поколения в поколение и передачи в пространстве на большие расстояния. Процесс накопления информации начался с изобретения в IV тысячелетии до нашей эры письменности и первых носителей информации (шумерских глиняных табличек и древнеегипетских папирусов).
Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации о природе, обществе и технике стоит перед наукой. Процесс систематического научного познания окружающего мира, в котором информация рассматривается как знания, начался с середины XV века после изобретения книгопечатания.
Для долговременного хранения знаний (передачи из поколения в поколение) и распространения их в обществе (тиражирования) необходимы носители информации.
Информационные процессы – это действия, выполняемые с информацией.
Информационная культура – это глубокое проникновение в суть процессов обработки информации. Она будет выражаться в следующих наших умениях:
• делать правильные целевые установки при решении задачи;
• использовать компьютер в своей учебной, и практической деятельности,
• свободно оперировать информацией;
• осуществлять поиск информации необходимый для решения задачи;
• анализировать информацию для дальнейшей ее систематизации и структуризации;
• представлять информацию в нужном для решения задачи виде;
• применять методы информатики: моделирование и формализацию (что это такое мы познакомимся позже);
• прогнозировать результат (по образному выражению академика П. К. Анохина, именно умение прогнозировать отличает человека от компьютера).
Комментариев нет:
Отправить комментарий