среда, 17 ноября 2010 г.

Лекция по теме Информация в природе, обществе, технике.

1.      Информация в неживой природе.
Информация является мерой упорядоченности элементов системы. В замкнутых системах идут процессы в направлении от порядка к хаосу (в них информация уменьшается), а в мега- и микромире возникают в процессе эволюции Вселенной объекты со все более сложной структурой и информация возрастает.
2.      Информация в живой природе.
Живые системы в процессе развития повышают сложность своей структуры, т.е. увеличивают информацию.
Популяции животных выживают благодаря информационным сигналам (поза, звук, запах, вспышки света)
Воспроизведение себе подобных (размножение) обеспечивается наличием в каждой клетке организма генетической информации, которая передается по наследству.
3.      Человек и информация.
Способы восприятия информации живыми организмами зависят от наличия у них тех или иных органов чувств. Че­ловек может использовать пять различных способов воспри­ятия информации с помощью пяти органов чувств:
  зрения — с помощью глаз информация воспринимает­ся в форме зрительных образов;
  слуха — с помощью ушей и органов слуха восприни­маются звуки (речь, музыка, шум и т. д.);
  обоняния — с помощью специальных рецепторов носа воспринимаются запахи;
  вкуса — рецепторы языка позволяют различить слад­кое, соленое, кислое и горькое;
  осязания      рецепторы   кожи   (особенно   кончиков пальцев) позволяют получить информацию о темпера­туре объектов и типе их поверхности (гладкая, шер­шавая и т. д.).
            Наибольшее количество информации (около 90%) чело­век получает с помощью зрения, около 9% — с помощью слуха и только 1% с помощью других органов чувств (обоня­ния, осязания и вкуса).
            Полученную информацию в форме зрительных, слухо­вых и других образов человек хранит в памяти, обрабаты­вает с помощью мышления и использует для управления своим поведением и достижения поставленных целей. На­пример, при переходе дороги человек видит сигналы све­тофора и движущиеся автомобили, анализирует получен­ную информацию и выбирает безопасный вариант перехода.
4.      Информация в форме сообщений.
            Человек живет в об­ществе. В процессе общения с другими людьми человек пе­редает и получает информацию в форме сообщений. На заре человеческой истории для передачи информации использо­вался язык жестов, затем появилась устная речь. В настоя­щее время обмен сообщениями между людьми производится с помощью сотен так называемых естественных языков (русского, английского и т. д.).
Для того чтобы информация была понятна, язык дол­жен быть известен всем людям, участвующим в общении. Чем большее количество языков вы знаете, тем шире круг вашего общения.
            Согласно библейской легенде о вавилонском столпо­творении, строившаяся в древнем городе Вавилоне башня не была закончена и разрушилась, так как сот­ни строителей говорили на различных языках и не по­нимали друг друга.
5.      Информация в форме знаний.
             С самого начала человече­ской истории возникла потребность накопления информа­ции для ее передачи во времени из поколения в поколение и передачи в пространстве на большие расстояния. Процесс накопления информации начался с изобретения в IV тыся­челетии до нашей эры письменности и первых носителей ин­формации (шумерских глиняных табличек и древнеегипет­ских папирусов).
            Для того чтобы человек мог правильно ориентироваться в окружающем мире, информация должна быть полной и точной. Задача получения полной и точной информации о природе, обществе и технике стоит перед наукой. Процесс систематического научного познания окружающего мира, в котором информация рассматривается как знания, начал­ся с середины XV века после изобретения книгопечатания.
            Для долговременного хранения знаний (передачи из по­коления в поколение) и распространения их в обществе (ти­ражирования) необходимы носители информации.
 Информационные процессы – это действия, выполняемые с информацией.
Информационная культура – это глубокое проникнове­ние в суть процессов обработки информации. Она будет выражаться в сле­дующих наших умениях:
    делать правильные целевые установки при решении задачи;
     использовать компьютер в своей учебной, и практической деятель­ности,
    свободно оперировать информацией;
     осуществлять поиск информации необходимый для решения задачи;
    анализировать информацию для дальнейшей ее систематизации и структуризации;
     представлять информацию в нужном для решения задачи виде;
     применять методы информатики: моделирование и формализацию (что это такое мы познакомимся позже);
     прогнозировать  результат  (по  образному  выражению   академика П. К. Анохина, именно умение прогнозировать отличает человека от компьютера).
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий