Вещество, энергия, информация — фундаментальные понятия современной науки. Они составляют основу современной научной картины мира.
Что нам стоит дом построить? Просто вырыть котлован...
А для этого нам нужны различные строительные материалы (вещества) + энергия машин и людей + чертежи, знания, опыт строителей (информация).
Что требуется, чтобы из желудя вырос дуб?
Желудь, земля, вода (вещество) + солнечный свет и тепло земли (энергия) + генетическая информация ДНК клеток желудя.
Информация — фундаментальное понятие, определить его исчерпывающим образом через какие-либо более простые понятия невозможно. К тому же в разных областях знания информация понимается по-разному:
• в обыденной жизни (быту) — как сведения, знания, сообщения, которые нас интересуют;
• в технике — как сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов;
• в теории связи — как любая последовательность символов (без учета их смысла);
• в документалистике — все, что может быть зафиксировано в знаковой форме в виде документов.
После обработки информацию можно сохранять на бумаге (в тетради, книге и т. д.), тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями. Но, то, что он возьмет для себя из этих сведений будет уже информацией. Обработав и запомнив информацию, мы получим знания. Получается такая цепочка:
Сведения
Информация
Знания
Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Даже один и тот же человек, читая одну и ту же книгу, может каждый раз извлекать разную информацию. Извлеченная информация обрабатывается и сохраняется в головном мозге человека и становится его знаниями. Не вся информация может стать знаниями человека, часть может быть потеряна, а часть обога¬щена имеющимися знаниями человека.
Информация – это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.
Информация содержится везде. Дерево содержит собственную генетическую информацию, и только благодаря этой информации от семечка березы вырастает только береза. Для деревьев источником информации является воздух, именно по уровню состояния воздуха дерево может определить время распускания почек. Перелетные птицы знают свой маршрут перелета, и каждая стая идет только своим заданным в генах маршрутом.
Во всех этих примерах всегда присутствуют два объекта: это источник информации и приемник информации. Например: на небе появилась туча. Это признак того, что может пойти дождь. Но когда человек, увидев эту тучу, берет в руки зонт, эта тучка превращается для человека в источник информации.
С такой информацией нам приходится иметь дело на интуитивном уровне. Мы уже приучены делать выводы из явлений окружающей нас среды и выполнять определенные действия. Для нас более существенна та информация, которая может пригодиться в учебной и трудовой деятельности. К такому выводу в свое время пришли и ученые разных направлений и стран. И первым шагом в усвоении информации стало ее представление удобное для хранения, сбора и передачи. Очень часто формы представления информации называют видами информации и различают текстовую, символьную, графическую и музыкальную формы.
Одна и та же информация может быть представлена различными способами. Например, дом может быть представлен в виде рисунка, наборов букв, числа, звука голоса. При этом различными являются лишь способы представления, а сама информация остается неизменной.
2. Виды представления информации.
Информация может существовать в виде:
• текстов, рисунков, чертежей, фотографий;
• световых или звуковых сигналов;
• радиоволн;
• электрических и нервных импульсов;
• магнитных записей;
• жестов и мимики;
• запахов и вкусовых ощущений;
• хромосом, посредством которых передаются по наследству признаки и свойства организмов, и т.д.
3. Свойства информации:
Информация нужна людям для того, чтобы принимать правильные решения.
1. Объективность — информация не зависит от чьего-либо мнения, суждения.
• На улице тепло (субъективная информация).
• На улице 22 °С (объективная информация, если термометр исправен).
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов.
2. Достоверность — информация отражает истинное положение дел. Достоверная информация помогает принять правильное решение.
Информация может быть недостоверной по следующим причинам:
• преднамеренное искажение (дезинформация);
• искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон»);
• значение реального факта преуменьшается или преувеличивается (слухи, рыбацкие истории).
3. Полнота информации — информация должна быть достаточной для понимания и принятия решения. Неполнота информации сдерживает принятие решений или может повлечь ошибки.
4. Актуальность (своевременность) — информация важна, существенна для настоящего времени. Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу.
5. Полезность — ценность информации зависит от того, какие задачи можно решить с ее помощью.
6. Понятность — информация выражена на языке, понятном для получателя.
А с помощью чего человек может получить информацию? (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние).
Комментариев нет:
Отправить комментарий